
«Был рад помочь Мазепину на его пути в «Формулу-1». Стоффель Вандорн – о сотрудничестве с «Мерседесом», возвращении Алонсо и отношениях с Квятом
Стоффель Вандорн провел в «Формуле-1» всего два полных сезона, которые никак не назовешь успешными. Но бельгиец не пропал с радаров. Вандорн пересел на «электричку», стал пилотом «Мерседеса» и уже на второй сезон смог завоевать звание вице-чемпиона серии.
— Когда вы еще были в юниорской программе «Макларена», глава «Мерседеса» Тото Вольфф сказал, что будет в ответе за вашу будущую карьеру. Сейчас вы пилот «серебряных стрел», пусть и не в «Формуле-1». Как начались эти взаимоотношения?
— Впервые мы встретились с Тото на «Нюрбургринге» во время гонки «Формулы-1» в 2011 году. Тогда я даже не знал, кто это. Я был очень молод, только в начале своего пути, и это было мое первое знакомство с ним. В младших сериях, когда меня взяли в «Макларен», Вольфф постоянно следил за моим прогрессом. Я ездил вместе с ART в GP2, и этот пусть открывал мне дверь в «Ф-1», но ситуация была довольно коварной. Чтобы попасть в «королеву автоспорта» с «Маклареном», я должен был подождать еще какое-то время. Тото — фанат юных талантов, и в то время он старался меня поддерживать настолько, насколько это было возможно. Мое время в «Макларене» подошло к концу после двух лет в «Ф-1», но Тото вновь был первым человеком, с которым я говорил о зарождавшемся проекте «Мерседеса» в «Формуле-Е». Это сработало. Первый сезон с HWA был, можно сказать, обучающим для всех нас. Сейчас же мы впервые выступили в качестве официальной команды «Мерседеса». Мы финишировали третьими в командном зачете, я — вторым в личном. Это было многообещающее начало, но в новом сезоне, надеюсь, мы сможем улучшить наши результаты.
Passionate about Season 7! ????️@svandoorne#inspiredbyEQ#ABBFormulaE#WeDriveTheCity pic.twitter.com/N07gxoFLMp
— Mercedes-Benz EQ Formula E Team (@MercedesEQFE) November 4, 2020
— Во время карантина вы выиграли титул чемпиона виртуальной серии «Формулы-Е». Гордитесь ли вы этим трофеем и поставите ли его вровень с другими успехами в своей карьере?
— Ну, это совсем другое. Отдельное достижение, скажем так. Карантин был очень удивительным временем в году — первый раз, когда люди должны были оставаться дома на такое долгое время, без каких-либо активностей и настоящих заездов. Виртуальные гонки на тот момент были отличным вариантом, чтобы оставаться на связи с фанатами и держать их вовлеченными в процесс, создавать что-то наподобие телетрансляций и соревнований. Это было уникально. Здорово, что в том же чемпионате «Формулы-Е» собрались все пилоты серии, чтобы бороться друг с другом в виртуальном мире. Я счастлив, что победил в том чемпионате. Конечно, этот успех запомню навсегда — он будет напоминанием о том, в какое странное время нам довелось жить.
— Весной вы стали свидетелем скандала с Даниэлем Абтом в виртуальных гонках, который посадил вместо себя профессионального симрэйсера. После этого его уволили из «Ауди» в реальном чемпионате. Оглядываясь назад, как смотрите на произошедшее?
— Все это было слишком раздуто. Если смотреть на те ситуации сейчас, когда мир уже продвинулся вперед и немного оправился от весенних потрясений, то понимаешь, что немногое из того периода сим-рэйсинга осталось в нашей памяти. На тот момент это был единственный способ коммуникации и, конечно, для команд и гонщиков было важно создавать и выдавать контент для спонсоров, фанатов и всех вокруг. Да, случившееся с Даниэлем, вероятно, не было правильным, последствия были очень жесткими. Но в то же время, если бы подобное случилось в любой другой момент, например, вечером во время наших любительских покатушек, никто бы этого и не заметил. Но тогда эти чемпионаты были довольно серьезной затеей, ведь та активность была единственной возможной для нас с командами. Они были очень вовлечены в процесс, создавали контент для партнеров. Поэтому подобные действия неправильны, но Абта наказали слишком жестоким образом.
Well that didn't go to plan… ????????
A technical issue puts @EstebanGtz out of the final race of the @wearetherace Pro Cup, while @svandoorne's charge up the field is halted after being pitched into the wall pic.twitter.com/KKvuh2ROhG
— Mercedes-AMG PETRONAS F1 Team (@MercedesAMGF1) May 30, 2020
— Когда карантин закончился, всем было тяжело привыкнуть к стандартам новой реальности — маски, гонки без зрителей, пустой паддок. Как вы приспособились к этим условиям?
— Честно говоря, привыкнуть ко всем этим новым принципам жизни для меня не было проблемой. Сейчас это уже чувствуется вполне нормальным. Единственное, было непривычно находиться в Берлине девять дней и не встретить ни одного фаната. Мы гоняемся, чтобы развлекать, устраиваем автограф-сессии и ищем другие способы вовлечения болельщиков в спорт, работаем для спонсоров — но здесь не было никого. Это были очень странные чувства, казалось, будто мы на тестах. Это ощущение можно назвать самым необычным, и я очень надеюсь, что в будущем мы сможем вернуть фанатов на трибуны.
— Тяжело ли вам, как гонщику, соблюдать меры безопасности для защиты от вируса?
— Это непросто для всех, весь мир сейчас причастен к данной проблеме. Если мы посмотрим на нынешние показатели заболеваемости, то увидим, что они снова ежедневно растут. Стараюсь находиться в максимально возможной безопасности, живя при этом нормальной жизнью. Я не запираюсь дома, ибо такое состояние очень плохо влияет на ментальное и физическое здоровье, но соблюдаю все меры. Ношу маску, постоянно мою руки, держу социальную дистанцию — все это уже обычные превентивные меры. Нас часто проверяют, ведь я постоянно езжу на гонки «Ф–1». Каждый раз, когда путешествую, меня тестируют, эта же процедура происходит на любом автодроме.
— Два года вы были напарником Фернандо Алонсо в «Макларене». В 2021-м он вернется в «Ф-1» вместе с «Рено». Что думаете о его перспективах?
— Не считаю это неожиданностью. Когда он ушел из чемпионата в конце 2018-го, было чувство, что он не завершил карьеру в «Формуле-1» и еще хочет вернуться. Мне кажется, тогда ему просто стало скучно или надоела вся эта ситуация с невозможностью бороться за хорошие результаты в «Макларене». Было тяжело даже набирать очки. Сейчас у него будет больше возможностей с «Рено» — командой, которая в последнее время показывает вполне неплохие результаты. У него до сих пор есть спортивный аппетит, так что будет классно видеть его вновь в «королевских гонках».
Alonso 19-0 Vandoorne
Depuis Japon 2017
J'ai jamais vu une telle série d'invincibilité depuis l'Undertaker à Wrestlemania pic.twitter.com/lo6X5nDmaF— Burgrid⑦ (@Burgrid7) September 1, 2018
— Есть ли у вас хорошие воспоминания о Фернандо? На публике между вами не было никаких проблем во взаимоотношениях, однако нельзя отрицать, что у испанца непростой характер.
— У нас хорошие отношения, никаких разногласий нет. Мы оба находились в не самой простой ситуации в «Макларене» того времени. Сначала с «Хондой», затем с их разрывом и объединением сил с «Рено». Это было очень сложное время для всех. А между мной и Фернандо нет никаких проблем.
— Поговорим о других сериях. Вместе с SMP Racing в прошлом году вы участвовали в марафонах «6 часов Спа-Франкоршам» и «24 часа Ле-Мана». Почему именно российская команда и собираетесь ли вы вновь заняться гонками на выносливость?
— Гонки за рулем машины LMP1 стали отличным опытом для меня. Я уже знал ребят из SMP, потому что немало с ними соревновался — Сергея Сироткина, например, и многих других. Знал менеджмент, который ведет эту программу. Да, меня очень заинтересовала такая возможность, и это был отличный опыт, мне очень понравилось. В первую очередь, моя домашняя гонка в Спа, где мы приехали третьими, и затем «Ле-Ман», где мы снова поднялись на третью ступень пьедестала. Этот результат был лучшим из возможных для частной команды, ибо мы боролись с «Тойотой», занявшей первые две позиции. У меня остались отличные воспоминания, и в будущем надеюсь вернуться в «Ле-Ман».
WE DID IT! After 24H of RACING we finished 3rd in Le Mans! What a crazy race! Thanks to everyone at SMP and my team mates @vitalypetrov @mikhailaleshin for the amazing job. I AM coming back! #LeMans pic.twitter.com/d4K6V5BeOc
— Stoffel Vandoorne (@svandoorne) June 16, 2019
— Что думаете о решении провести «24 часа Ле-Мана» без болельщиков?
— Оно было очень странным, потому что эта гонка — о публике и фанатах. В прошлом году у нас был парад, несколько дней различных подготовок, тысячи фанатов, желающих получить автографы и подарки. Так что было очень необычно видеть пустые трибуны в этот раз. Однако организаторы провели хорошую работу с трансляцией, я посмотрел немалую ее часть. Здорово, что ты можешь дома следить за марафоном, но для фанатов и местных жителей это большое событие, которое обидно пропустить.
— Продолжим российскую тему. Не так давно в Сочи «Мерседес» проводил частные тесты, где вас и Никиту Мазепина заметили тренировавшимися вместе. Что можете рассказать о работе с Никитой?
— Он реально хороший парень, очевидно, неплохо выступающий в «Ф-2» в этом сезоне. Смог пару раз победить и провести довольно неплохие гонки. Довольно здорово чем-то помочь на пути его карьеры.
— В 2012 году в «Формуле Рено» у вас с Даниилом Квятом была интересная борьба за титул, в которой вы победили. В каких отношениях вы состояли тогда и общаетесь ли сейчас?
— Да, мы хорошо ладили. Не скажу, что были большими или близкими друзьями в то время, но у нас не было никаких проблем друг с другом. Мы много соперничали в том сезоне, каждую гонку выигрывал либо он, либо я. Поэтому это был довольно сложный год, и было непросто победить в том чемпионате. С того времени мы, в принципе, держим контакт — выступали вместе в «Ф-1», оба живем в Монако, так что иногда даже ходим вместе на ланч. И, конечно, встречаемся на гонках.
Best of 2012
Title battle: #FormulaRenault EurocupStoffel Vandoorne and Red Bull junior Daniil Kvyat traded wins until the Barcelona finale, when the Belgian had to watch from the pits to find out he was champion
???????? pic.twitter.com/dt0ilyp7Cj
— Formula Scout (@FormulaScout) December 24, 2019
— На данный момент место Квята в следующем сезоне «Ф-1» под вопросом. Хотели бы увидеть его в «Формуле-Е»?
— «Королевские гонки» — то место, где он хочет быть. Но если Даниил не сможет остаться там, то «Ф-Е» — этот тот чемпионат, с которым можно связать свое будущее и где уже выступает большое количество очень хороших пилотов.
— В этом году вы много стримили в Instagram и на Twitch. Нравился ли вам подобный способ коммуникации с фанатами и другими пилотами?
— Это было забавно. Мне кажется, фанатам было здорово чувствовать себя связанными с гонщиками, их героями, смотреть, что они делают дома, сидя за симулятором, и следить за самими заездами. Это было чем-то абсолютно новым для меня, так что сначала пришлось привыкать к этому. Думаю, может, зимой в какой-то момент, когда приеду домой на несколько недель, попробую снова заняться стримингом и виртуальными гонками, чтобы пообщаться с болельщиками.
— Вспомните самый яркий или неловкий момент ушедшего сезона.
— Наверное, случай с бутылкой шампанского на пьедестале в Берлине после победы в гонке. В конце концов, это было довольно весело и, можно сказать, стало моей фишкой. В следующий раз нужно будет снова разбить бутылку.
That moment when @svandoorne realizes that he SMASHED the bottle… Priceless.????#wedrivethecity #ABBFormulaE #BerlinEPrix #SeasonSixFinale pic.twitter.com/1CAXtoi0Un
— Mercedes-Benz EQ Formula E Team (@MercedesEQFE) August 14, 2020